ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Эксперименты для детей 5 6. Познавательные опыты с водой для любознательных детей. Опыты с водой разной температуры

Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность.

Легче – тяжелее

Приготовьте несколько предметов, примерно одинаковых по размеру, но отличающихся весом. Предложите ребенку взять в руки по предмету и попробовать определить, какой тяжелее. Затем можно продолжить эксперимент, бросая эти предметы:

На пол и замечая, с каким стуком они ударятся о поверхность,
- в воду и замечая уровень всплеска воды,
- на песок и замечая углубление в песке.

Как закрепление, можно провести следующую игру. Ребенок закрывает глаза, а вы бросаете предмет, например, в воду. Ребенок угадывает, тяжелый или легкий предмет вы бросили.

Волшебная варежка

Наверняка ваш малыш уже знаком со свойствами магнита. Теперь остается проверить догадливость ребенка. Пока он не видит, взрослый кладет на ладонь магнит и одевает варежку. На столе перед ним разложены различные предметы, в том числе из металла. Взрослый водит рукой над предметами, и, о чудо, некоторые предметы притягиваются к руке и висят на ней. Ребенку нужно догадаться, как это происходит, и повторить эксперимент взрослого.

Вода расширяется

Наполните пластиковую бутылку примерно до середины водой. Отметьте уровень воды в бутылке, приклеив полоску цветной липкой ленты. Вынесите бутылку на мороз. Когда вода в бутылке замерзнет, занесите её в помещение и отметьте, насколько поднялся уровень замершей воды. Оказывается, замерзая, вода увеличивается в объеме.

То тонет, то не тонет

Спросите ребенка, что из перечисленного утонет, а что нет:

Дерево, стекло, керамика, материя, металл, пенопласт?

Ребенок, исходя из своего жизненного опыта, скорее всего, ответит, что стекло, керамика и металл утонут. Предложите малышу провести ряд экспериментов. Возьмите таз, наполненный водой, или наполните водой ванну и приготовьте металлические, керамические и стеклянные предметы разной формы.

Стеклянные и керамические предметы: бусины, банка, банка с плотной крышкой, тарелка, стакан, керамический заварной чайник с крышкой, керамическая или стеклянная статуэтка
Металлические предметы: гвоздь, ложка, вилка, миска, кастрюлька или ковш.

А теперь поочередно помещайте каждый предмет в воду, предварительно спрашивая малыша – поплывет или нет. Очевидно, что сосуды, в отличие от предметов другой формы, будут держаться на плаву, если только «не нахлебаются» воды (например, крышка от чайника, бусина - утонут, банка и миска – нет, банка с крышкой и вовсе будет всплывать).

В ходе эксперимента малыш должен подметить определенную закономерность и придти к выводу: плавучесть предмета зависит не только от материала, но и от его формы, а от размера совсем не зависит. Теперь предложите ребенку провести эксперимент, который должен окончательно подтвердить этот «научный» вывод. Дайте ребенку кусок плотной фольги (например, от шоколадки) и предложите кидать ее в воду, придавая ей различную форму: плотный шарик, полую трубочку, мисочку, в плоском виде.

Теперь малыш поймет, почему большие корабли, сделанные из металла, не тонут.

Почему свечка под стаканом не горит?

Зажгите вместе с ребенком свечку. Спросите, как можно её потушить, не задувая. Можно накрыть горящую свечу стаканом. Свеча через какое-то время погаснет, т.к. для горения нужен воздух (кислород).

Жизнь растений

Из этого опыта ребенок узнает, что растения нуждаются в свете.

Вам понадобится растение с широкими листьями (например, герань). Возьмите два небольших одинаковых бумажных квадратика (бумага не должна просвечивать). Прикрепите к листу растения с двух сторон друг против друга и оставьте так на несколько дней. Сняв квадратики, ребенок обнаружит, что на зеленом листе появился желтый квадратный отпечаток. Теперь мы можем сделать вывод, что для того, чтобы у растения были зеленые листья, ему необходим свет.

Картофель в соленой и пресной воде

В литровую банку с водой положите картофель. Он быстро пойдёт ко дну. А теперь выньте картофель, добавьте в банку 2-3 ложки обычной соли и размешайте ее. Снова положите картофель. Он не утонет, а останется плавать на поверхности.

Оказывается, плотность соленой воды выше, чем пресной. Поэтому-то и в море нам плавать легче, чем, например, в речке.

Меняем цвет

Расскажите малышу, что при соединении некоторых веществ они меняют свой цвет.

1) Возьмите разрезанную картофелину и пузырек с йодом. Спросите у ребенка, какого цвета картофелина на срезе и какого цвета йод. Затем капните на картофелину каплю йода и понаблюдайте, как изменится цвет картофелины. Объясните малышу, что в картошке содержится особое вещество - крахмал, именно поэтому получился синий цвет.

2) Капните на разрезанную картофелину вишневый сок, понаблюдайте за изменением цвета.

3) Возьмите свеклу и отожмите из нее немного сока в белое блюдце, возьмите лимон и также отожмите из него некоторое количество сока в другое блюдце. Спросите ребенка, какого цвета каждый сок (темно-бордовый и бесцветный). Затем добавьте в свекольный сок некоторое количество лимонного,перемешайте их и понаблюдайте за изменением цвета.


Кипение без огня

Возьмите пластиковую бутылку 500 мл. Поставьте бутылку в тарелку или на поднос и налейте в нее некоторое количество воды. Насыпьте в воду1 столовую ложку питьевой соды, потрясите бутылку, теперь добавьте в раствор порошок лимонной кислоты. Начнётся бурное «кипение». Это «полезет» наружу углекислый газ, образовавшийся в результате взаимодействия соды и кислоты.

Соляные кристаллы

Приготовьте в банке насыщенный соляной раствор (соль нужно добавлять до тех пор, пока она не перестанет растворяться). Возьмите шерстяную нить. Опустите один её конец на самое дно банки, а второй конец закрепите снаружи. Через несколько дней на шерстяной нитке начнут появляться кристаллики, образующиеся из растворенной соли.

Кто в детстве не верил в чудеса? Чтобы весело и познавательно провести время с малышом можно попробовать осуществить опыты из занимательной химии. Они безопасны, интересны и познавательны. Эти эксперименты позволят ответить на многие детские «почему» и пробудить интерес к науке и познанию окружающего мира. И сегодня я хочу вам рассказать вам какие опыты для детей дома можно организовать родителям.

Змея фараона


Этот опыт основан на увеличении смешиваемых реактивов в объеме. В процессе горения они трансформируются и, извиваясь, напоминают змею. Свое название эксперимент получил благодаря библейскому чуду, когда Моисей, пришедший к фараону с просьбой, превратил его жезл в змею.

Для опыта понадобятся следующие ингредиенты:

Пропитываем песок спиртом, после этого формуем из него небольшую горку и делаем вверху углубление. После этого смешиваем маленькую ложку сахарной пудры и щепотку соды, затем засыпаем все в импровизированный «кратер». Поджигаем наш вулкан, спирт в песке начинает прогорать, и образуются черные шарики. Они представляют собой продукт разложения соды и карамелизировавшийся сахар.

После того как весь спирт выгорит, горка с песком почернеет и образуется извивающая «черная фараонова змея». Более эффектно этот опыт выглядит с применением настоящих реактивов и сильных кислот, которые можно использовать только в условиях химической лаборатории.

Можно поступить несколько проще и приобрести в аптеке таблетку глюконата кальция. Дома ее поджечь, эффект будет почти таким же, только «змея» быстро разрушится.

Волшебная лампа


В магазинах частенько можно видеть светильники, внутри которых двигается и переливается подсвечиваемая красивая жидкость. Такие лампы были изобретены в начале 60-х годов. Они работают на основе парафина и масла. Внизу устройства встроенная обычная лампа накаливания, которая подогревает опускающийся расплавленный воск. Часть его доходит до верха и опускается, другая часть нагревается и поднимается, таким образом, мы видим своеобразный «танец» парафина внутри емкости.

Для того, чтобы осуществить дома с ребенком подобный опыт нам понадобится:

  • любой сок;
  • растительное масло;
  • таблетки – шипучки;
  • красивая емкость.

Берем емкость и заполняем ее соком более чем наполовину. Сверху доливаем растительное масло и бросаем туда таблетку-шипучку. Она начинает «работать», пузырьки, поднимающиеся со дна стакана, захватывают в себе сок и образуют красивое бурление в слое масла. Затем доходящие до края стакана пузырьки лопаются, и сок опускается вниз. Получается своеобразный «круговорот» сока в стакане. Такие волшебные лампы абсолютно безвредны, в отличие от парафиновых, которые ребенок может случайно разбить и обжечься.

Шарик и апельсин: опыт для малышей


Что будет с воздушным шариком, если на него капнуть соком апельсина или лимона? Он лопнет, как только капельки цитруса его коснутся. А апельсин можно потом съесть вместе с малышом. Это очень занимательно и весело. Для опыта нам понадобится пара воздушных шариков и цитрус. Надуваем их и пусть малыш капнет на каждый соком фрукта и увидит, что получится.

Почему лопается шарик? Все дело в особенном химическом веществе – лимонене. Оно содержится в цитрусовых и часто используется в косметической промышленности. При соприкосновении сока с резиной воздушного шарика, происходит реакция, лимонен растворяет резину и шарик лопается.

Сладкое стекло

Из карамелизированного сахара можно изготовить удивительные вещи. На заре становления кинематографа в большинстве сцен драк использовалось такое съедобное сладкое стекло. Все потому, что оно менее травматично для актеров при съемках и стоит недорого. Его осколки потом можно собрать, расплавить и сделать реквизит к фильму.

Многие в детстве делали сахарные петушки или сливочную помадку, изготавливать стекло нужно по такому же принципу. Наливаем воду в кастрюлю, немного нагреваем, вода не должна быть холодной. После этого засыпаем туда сахарный песок и доводим до кипения. Когда жидкость закипит, варим до тех пор, пока масса не начнет постепенно загустевать и сильно пузырится. Расплавленный сахар в емкости должен превратиться в тягучую карамель, которая если ее опустить в холодную воду превратится в стеклышки.

Готовую жидкость вылить на предварительно подготовленный и смазанный растительным маслом противень, остудить и сладкое стекло готово.

В процессе варки в него можно добавить краситель и отлить в какую-либо интересную форму, а потом угощать и удивлять всех вокруг.

Философский гвоздь


Этот занимательный опыт основан на принципе омеднения железа. Назван по аналогии с веществом, которое могло, согласно легенде, превращать все в золото, и называлось философский камень. Для проведения опыта нам будет нужно:

  • железный гвоздь;
  • четвертая часть стакана уксусной кислоты;
  • пищевая соль;
  • сода;
  • отрезок проволоки из меди;
  • стеклянная емкость.

Берем стеклянную банку и наливаем туда кислоту, соль и хорошенько размешиваем. Будьте осторожны, уксус имеет резкий неприятный запах. Он может обжечь нежные дыхательные пути ребенка. Затем в полученный раствор кладем медную проволоку на 10-15 минут, спустя некоторое время опускаем в раствор предварительно очищенный содой железный гвоздь. Спустя некоторое время, мы можем видеть, что на нем появилось медное напыление, а проволока стала блестящей как новая. Как такое могло произойти?

Медь вступает в реакцию с уксусной кислотой, образуется медная соль, затем ионы меди на поверхности гвоздя меняются местами с ионами железа и образуют налет на его поверхности. А в растворе увеличивается концентрация солей железа.

Для проведения эксперимента не подойдут медные монеты поскольку, этот металл сам по себе очень мягкий, и чтобы деньги были прочнее, используются его сплавы с латунью и алюминием.

Изделия из меди не ржавеют со временем, они покрываются особым зеленым налетом – патиной, которая предотвращает ее от дальнейшей коррозии.

Мыльные пузыри своими руками

Кто не любил в детстве пускать мыльные пузыри? Как они красиво переливаются и весело лопаются. Можно просто купить их в магазине, но гораздо интереснее будет создать с ребенком свой раствор и затем дуть пузыри.

Сразу следует сказать, что обычная смесь из хозяйственного мыла и воды не подойдет. Из нее получаются пузыри, которые быстро исчезают и плохо выдуваются. Наиболее доступный способ для приготовления такого вещества – это два стакана воды смешать со стаканом моющего средства для посуды. Если добавить в раствор сахар – то пузыри становятся более прочными. Они будут долгое время летать и не лопнут. А огромные пузыри, которые можно видеть на сцене у профессиональных артистов, получаются при смешивании глицерина, воды и моющего средства.

Для красоты и настроения можно подмешать в раствор пищевую краску. Тогда пузыри будут красиво светиться на солнце. Вы можете создать несколько разных растворов и использовать их по очереди с ребенком. Интересно поэкспериментировать с цветом, и создать свой, новый оттенок мыльных пузырей.

Также можно попробовать смешать мыльный раствор с другими веществами и посмотреть, как они влияют на пузыри. Может быть, вы изобретете и запатентуете какой-то свой новый вид.

Шпионские чернила

Эти легендарные невидимые чернила. Из чего их изготавливают? Сейчас так много фильмов про шпионов и интересные интеллектуальные расследования. Можете предложить ребенку немного поиграть в тайных агентов.

Смысл таких чернил в том, что их нельзя увидеть на бумаге невооруженным глазом. Только применив особое воздействие, например, нагрев или химические реагенты можно увидеть тайное послание. К сожалению, большинство рецептов по их изготовлению неэффективны и такие чернила оставляют следы.

Мы изготовим особые, которые трудно увидеть без специального выявления. Для этого понадобится:

  • вода;
  • ложка;
  • пищевая сода;
  • любой источник тепла;
  • палочка с ватой на конце.

Нальем в любую емкость теплую жидкость, затем, размешивая, сыпем туда пищевую соду пока она не прекратит растворяться, т.е. смесь достигнет высокой концентрации. Опускаем туда палочку с ватой на конце и пишем ею что-нибудь на бумаге. Подождем, пока она высохнет, затем поднесем листок к зажженной свече или газовой плите. Через некоторое время можно видеть, как на бумаге проступают желтые буквы написанного слова. Следите за тем, чтобы во время проявления букв листик не загорелся.

Несгораемая денежка

Это известный и старый эксперимент. Для него вам понадобится:

  • вода;
  • спирт;
  • поваренная соль.

Возьмите глубокую стеклянную емкость и налейте туда воду, затем добавьте спирт и соль, хорошенько помешайте, чтобы все ингредиенты растворились. Для поджигания можно взять обычные листочки бумаги, если не жалко, то можно взять купюру. Только берите мелкий номинал, а то в опыте может что-то пойти не так и деньги будут испорчены.

Положите полоски бумаги или деньги в водно-солевой раствор, через некоторое время их можно вынуть из жидкости и поджечь. Можно видеть, что пламя охватывает всю купюру, но она не загорается. Этот эффект объясняется тем, что спирт, находящийся в растворе испаряется, а сама влажная бумага не загорается.

Камень исполняющий желания


Процесс выращивания кристаллов очень увлекателен, но трудоемок. Однако, то что вы получите в результате будет стоить потраченного времени. Наиболее популярно создание кристаллов из поваренной соли или сахара.

Рассмотрим выращивание «камня желаний» из рафинада. Для этого понадобится:

  • питьевая вода;
  • сахарный песок;
  • бумажный листок;
  • тонкая деревянная палочка;
  • небольшая емкость и стакан.

Сначала сделаем заготовку. Для этого нам нужно приготовить сахарную смесь. В небольшую емкость выливаем немного воды и сахара. Дождемся, пока смесь закипит, и вывариваем до образования сиропообразного состояния. Затем опускаем деревянную палочку туда и посыпаем ее сахаром, сделать это нужно равномерно, в этом случае полученный кристалл станет более красивым и ровным. Оставим основу для кристалла на ночь, чтобы она просохла и затвердела.

Займемся приготовлением раствора-сиропа. Наливаем в большую емкость воду и засыпаем, медленно помешивая, туда сахар. Затем, когда смесь закипит, варить ее до состояния тягучего сиропа. Снимаем с огня и даем остыть.

Вырезаем кружки из бумаги и крепим их к концу деревянной палочки. Она станет крышкой, на которой крепится палочка с кристаллами. Заполняем стакан раствором и опускаем туда заготовку. Выжидаем в течение недели, и «камень желаний» готов. Если положить в сироп при варке краситель, то он получится еще более красивым.

Процесс создания кристаллов из соли, несколько проще. Здесь только нужно будет следить за смесью и периодически ее менять с целью повышения концентрации.

В первую очередь создаем заготовку. Наливаем в стеклянную емкость теплой воды, и постепенно размешивая, сыпем соль, до тех пор, пока она не прекратит растворяться. Оставляем емкость на сутки. По прошествии этого времени, можно обнаружить в стакане много маленьких кристалликов, выберите наиболее крупный и привяжите его на нитку. Сделайте новый соляной раствор и положите туда кристаллик, нельзя, чтобы он касался дна или краев стакана. Это может привести к нежелательным деформациям.

Спустя пару дней можно заметить, что он подрос. Чем чаще вы будете менять смесь, повышая концентрацию содержания соли, тем быстрее сможете вырастить свой камень желаний.

Светящийся помидор


Этот эксперимент должен проходить строго под контролем взрослых, так как для его проведения используются вредные вещества. Светящийся помидор, который будет создан в процессе этого эксперимента, категорически нельзя есть, это может привести к смерти или тяжелому отравлению. Нам понадобится:

  • обычный томат;
  • шприц;
  • серное вещество от спичек;
  • отбеливатель;
  • перекись водорода.

Берем маленькую емкость, кладем туда предварительно заготовленную спичечную серу и наливаем отбеливатель. Оставляем все это ненадолго, после чего набираем смесь в шприц и вводим внутрь помидора с разных сторон, так, чтобы тот светился равномерно. Для запуска химического процесса необходима перекись водорода, которую мы вводим через след от черешка сверху. Выключаем свет в комнате, и можем наслаждаться процессом.

Яйцо в уксусе: очень простой опыт

Это простой и интересный обычная уксусная кислота. Для его осуществления будет нужно вареное куриное яйцо и уксус. Возьмите прозрачную стеклянную емкость и опустите туда яйцо в скорлупе, затем залейте ее доверху уксусной кислотой. Можно видеть, как с его поверхности поднимаются пузырьки, это происходит химическая реакция. По прошествии трех дней мы можем наблюдать, что скорлупа стала мягкой, а яйцо упругим, как мячик. Если направить на него фонарик, то можно увидеть, что оно светится. Проводить эксперимент с сырым яйцом не рекомендуется, так как возможен разрыв мягкой скорлупы при сдавливании.

Лизун своими руками из ПВА


Это довольно распространенная странная игрушка нашего детства. В настоящее время найти ее достаточно сложно. Попробуем сделать лизуна в домашних условиях. Классический его цвет – это зеленый, но вы можете использовать тот, который понравится. Попробуйте смешать несколько оттенков и создать свой уникальный цвет.

Для проведения эксперимента нам потребуется:

  • стеклянная банка;
  • несколько небольших стаканов;
  • краситель;
  • клей ПВА;
  • обычный крахмал.

Приготовим три одинаковых стакана с растворами, которые будем смешивать. В первый нальем клей ПВА, во второй воду, а в третьем разведем крахмал. Сначала выливаем в банку воду, затем добавляем клей и краситель, все тщательно размешиваем и после этого добавляем крахмал. Смесь нужно быстро перемешать, чтобы не загустела, и можете играть с готовым лизуном.

Как быстро надуть шарик

Скоро праздник и надо надуть много шариков? Что делать? Облегчить задачу поможет этот необычный опыт. Для него нам нужно резиновый шарик, уксусная кислота и обычная сода. Проводить его необходимо осторожно в присутствии взрослых.

Насыпьте щепотку соды в воздушный шарик и оденьте его на горлышко бутылки с уксусной кислотой, чтобы сода не высыпалась, распрямите шарик и пусть его содержимое упадет в уксус. Вы увидите, как будет происходить химическая реакция, он начнет пениться, выделяя углекислый газ и надувая шарик.

Вот и все на сегодня. Не забывайте, опыты для детей дома проводить лучше под присмотром, так будет и безопаснее и интереснее. До новых встреч!

Вода – главная составляющая всего живого. Знакомство с ней – важный шаг в развитии детей младшего возраста. Простые в создании, но зрелищные опыты с водой для дошкольников, описанные ниже, станут отличным подспорьем для педагогов и родителей.

Знакомство с водой

У воды есть много интересных свойств, с которыми дошкольники с удовольствием познакомятся.

Вкус

Необходимо предложить ребятам определить, какой у воды вкус, для чего проводится следующий опыт:

  1. дать каждому ребенку попробовать воду с ложечки и понять, что в чистом виде она не имеет вкуса;
  2. в разные стаканчики добавить соль, сахар и, например, сок, опять предложить попробовать.

Цвет

Для знакомства с цветом налить воду в шесть прозрачных стаканчиков или небольших баночек. Провести следующие опыты:

  1. показать первую баночку детям, дать посмотреть сквозь нее и предложить определить цвет воды (бесцветная);
  2. попросить дошколят добавить в три баночки разные красители и проанализировать вместе с ними, что происходит;
  3. в один из стаканчиков с чистой водой добавить чернила и посмотреть с детьми, как они окрашивают воду, добавить сюда же каплями уксус, вернув тем самым жидкости прозрачность;
  4. в другой стакан добавить марганцовку, чтобы вода стала вишневой, а затем снова обесцветить ее, капнув туда несколько капель перекиси водорода;
  5. в последнюю баночку добавить крахмал и перемешать, капнуть пару капель йода, чтобы вода окрасилась в синий цвет.

Запах

Детям дошкольного возраста будет очень интересно узнать, что вода не имеет и запаха. Для этого можно разлить воду в несколько стаканов и дать понюхать всем желающим, а затем добавить в каждый стакан разные пахнущие вещества – экстракт валерианы или эвкалипта, духи и так далее, опять предложить оценить запах.

Форма

Вода и формы своей не имеет – она текуча. Чтобы донести это до детского сознания нужно подготовить разные предметы (желательно прозрачные) – банку, полиэтиленовый мешок, медицинскую перчатку, стакан, колбу и другие. Затем налить в каждый воду и дать детям поэкспериментировать, переливая ее туда-сюда.

Температура

Рассказать дошкольникам о том, что вода может быть разной температуры, можно посредством следующего опыта:

  1. налить в три достаточно большие емкости воду – горячую, холодную и комнатной температуры (жидкость должна быть достаточно горячей или холодной, но так, чтобы не причиняла неудобств детской руке);
  2. предложить ребенку поместить одну руку в емкость с горячей водой, другую – в емкость с холодной;
  3. обе руки одновременно опустить в емкость с водой комнатной температуры и описать свои ощущения.

Состояние

Очень важно рассказать деткам о возможных агрегатных состояниях воды, а для этого:

  1. подготовить емкости с обычной водой, горячей, из которой идет пар, и кусочек льда;
  2. дать потрогать воду и лед, подержать руку над паром, параллельно рассказывая о состояниях.

Познакомить дошколят с испарением можно еще с помощью такого опыта:

  1. намочить платочек, губку или вату в воде;
  2. провести влажным материалом по одной руке ребенка;
  3. предложить подуть сначала на сухую руку, а потом на мокрую и рассказать о своих ощущениях.

Отлично с переходом воды из одного состояния в другое детей познакомят игры с кусочками льда, которые можно размораживать разными способами – теплым воздухом, каплей воды, нахождением на солнечном месте и так далее.

Плотность

Очень интересное понятие — это плотность воды и ее взаимодействие с плотностями других предметов. Детям легче будет понять, что это такое, проведя ряд соответствующих опытов.

Опыт №1:

  1. набрать воду в тазик и опустить в него разные предметы – деревянный брусок, кусочек металла, надутый шарик, камушек и так далее;
  2. рассказать о плотности и узнать у детей, какие предметы, по их мнению, имеют большую плотность, а какие — меньшую (если плотность предмета больше, чем у воды, то он утонет).

Опыт №2:

  1. подготовить три прозрачные емкости – две по 0,5 литра и одну литровую (можно 2 по литру и одну двухлитровую);
  2. в первую налить обычную воду и поместить сырое куриное яичко – оно опустится на дно;
  3. во второй емкости приготовить соленый раствор – 2 столовые ложки соли на 0,5 литра (если банка литровая, то 4 ложки соли на банку), опустить в раствор яйцо – оно всплывет на поверхность (у соленой воды плотность больше);
  4. положить яйцо на дно самой большой банки и аккуратно перелить в нее жидкость из предыдущих банок – яйцо должно подняться и зависнуть посередине.

Опыт №3:

  1. подготовить два небольших сосуда;
  2. налить в первый горячую подкрашенную воду;
  3. налить во второй холодную, подкрашенную контрастным цветом, воду;
  4. положить на холодный сосуд пластиковую карту, аккуратно его перевернуть и поставить все на второй сосуд (с горячей водой), вытащить карту из середины;
  5. объяснить детям, почему цвета не смешиваются – плотность холодной воды больше, чем горячей, поэтому она остается снизу;
  6. повторить эксперимент, но поставить наверх «холодный» сосуд;
  7. объяснить — краски смешались из-за того, что плотность горячей воды меньше – она перемещается вверх, а холодной больше – она стремится вниз.

Круговорот

Рассказать дошкольникам о круговороте воды в природе можно посредством следующего опыта:

  1. в банку вместимостью 3 литра налить слой горячей воды высотой 2,5 сантиметра;
  2. положить на тонкий металлический лист несколько кусочков льда (чем больше, тем лучше) и поместить его поверх банки;
  3. вода будет испаряться, пар подниматься и остывать у листа, в результате чего в верхней части образуется маленькое облако;
  4. пар, достаточно остыв и набравшись, опять сконденсируется в капли воды, которые, стекая по краям банки, вернутся на прежнее место.

Капиллярность

Интересное свойство воды – это капиллярность, то есть способность подниматься по тонким трубкам. Показать это свойство воспитанникам детского сада можно следующими опытами:

  • разукрасить яркими красками воду в нескольких стаканах и поместить в них срезанные белые цветы или, например, листья белокочанной капусты, оставить на некоторое время и проследить за тем, как они окрасятся в те же цвета, что и вода в стакане;
  • взять длинный белый шнурок, нарисовать на нем в разных местах полоски разноцветными маркерами (на некотором удалении друг от друга), поместить в высокую бутылку с водой и проследить, как по мере впитывания воды шнурок будет окрашиваться в радужные цвета.

Преломление и увеличение

Вода имеет свойство визуально преломлять предметы и увеличивать их размер. Демонстрируется это так:

  • нужно положить в банку с водой любой предмет (шарик, яйцо и так далее), точно такой же предмет поместить рядом с банкой и предложить детям сравнить их размеры (в банке больше);
  • поместить в стакан с водой обычный карандаш – визуально он искривится;
  • нарисовать на листе бумаги две яркие стрелки, направленные в одну сторону и расположенные одна над другой, расположить лист со стрелками позади пустого стакана, налить в стакан воду так, чтобы она закрыла только одну стрелку (она развернется в обратную сторону), заполнить стакан доверху (вторая стрелка также развернется).

Расщепление света

Вода расщепляет свет – это известно взрослым, но удивительно для дошколят. Сделать радугу можно следующим способом:

  1. приготовить таз с водой и поставить на окно в солнечный день;
  2. опустить в таз зеркало и, поворачивая его, поймать солнечные лучи;
  3. направить лучи на белую стену, формируя радугу.

Эксперименты и фокусы

Закрепить полученные знания и просто развлечь деток можно с помощью интересных экспериментов и удивительных фокусов с водой.

  • Налить одинаковое количество воды в узкий высокий и низкий широкий стаканы и предложить детям угадать, где больше. Перелить воду в одинаковые емкости.
  • В целях дополнительного экспериментирования с плотностью воды поместить в нее спички. В центр емкости положить сахар – спички будут двигаться в его сторону. Затем убрать сахар и положить кусочек мыла – спички разбегутся в стороны.
  • Налить в стакан воду доверху, положить поверх лист бумаги. Придерживая бумагу рукой, перевернуть стакан. Убрать руку – бумага не упадет и будет держать воду.
  • Полить сквозь сито воду, показав, что она свободно проходит. Затем намазать поверхность сита растительным маслом, аккуратно и медленно налить по боковым стенкам воду в сито – оно наполнится.
  • Покрасить внутреннюю сторону крышки ярким цветом. Незаметно закрыть подготовленной крышкой банку с водой, произнести волшебные слова и встряхнуть банку – вода окрасится.
  • Налить в банку воду, оставив 4 или 5 сантиметров до крышки, и добавить некоторое количество жидкости для мытья посуды. Плотно закрыть банку крышкой и встряхнуть – получиться впечатляющий и завораживающий морской водоворот.
  • Вырезать из цветной бумаги небольшие цветочки, завернуть их лепестки к серединке и поместить цветы в воду – бумага намокнет и развернется так, как будто бутоны распускаются.
  • Налить в бутылку горячую воду и натянуть на ее горлышко сдутый воздушный шарик – он надуется. Затем поместить бутылку в емкость с холодной водой – по мере остывания внутренней жидкости шарик будет сдуваться и начнет втягиваться внутрь бутылки.
  • Приклеить на дно тарелки кусочек пластилина и воткнуть в него пару спичек. Налить в тарелку подкрашенную воду, зажечь спички и быстро накрыть их пустым прозрачным стаканом – спички потухнут, а вода частично втянется в стакан.

Поразительных опытов с водой, рассчитанных на детей младшего возраста, очень много, но обязательными составляющими (кроме воды) всегда являются артистизм и харизма проводящего их педагога.

В представленных ниже экспериментах любой ребенок может познакомиться с интересными свойствами такой интересной прозрачной жидкости, как вода . Это простые опыты с водой для дошкольников, но, демонстрируя их детям, не забывайте об элементарных правилах безопасности.

Эксперимент со спичками

Для первого опыта с водой для дошкольников понадобится стеклянный стакан, акварельные краски, глубокая тарелка, пластилин . Эксперимент с использованием воды наглядно покажет, как меняется давление воздуха при горении.

  1. В стакан нужно налить воду, кисточкой добавить в него любой цвет из красок и размешать, это нужно для наглядности проводимого опыта.
  2. Далее в пустую тарелку на дно положить кусочек пластилина, в который вставить спички - две штуки.
  3. Из стакана в тарелку налить цветную воду.
  4. Под присмотром взрослых надо поджечь эти спички и накрыть их пустым сухим стаканом.

В результате нехитрого эксперимента, спички гаснут, а цветная вода, начинает подниматься вверх. Это происходит потому, что при горении давление воздуха в стакане становится меньше, чем снаружи.

Опыт с водой разной температуры

Для следующего опыта понадобятся четыре стеклянных стакана, краски. Этот эксперимент с водой для дошкольников показывает свойства воды разной температуры.

  1. В два стакана нужно налить холодную воду, в другие два – теплую.
  2. В холодную воду можно добавить желтый цвет, а в теплую – черный.
  3. Один из стаканов с желтой холодной водой поставить в тарелку. А стакан с теплой водой накрыть пластиковой карточкой и перевернуть вверх дном и в таком виде поставить его на стакан с прохладной водой, то есть стаканы с разной водой будут располагаться зеркально, между ними – пластиковая карта.
  4. Затем нужно очень аккуратно вытащить карточку, при этом нужно следить, чтобы стаканы не шевелились, придерживать их в первоначальном положении.

Здесь можно будет увидеть, что холодная и горячая вода не смешалась, это происходит потому, что тепло стремится вверх, а холод – вниз.

Осталось еще два стакана, можно попробовать провести этот эксперимент наоборот – вниз поставить горячую воду, а наверх – холодную. Вода в этом случае смешается.

Танцующая капелька

Наш третий эксперимент для детей дошкольного возраста предусматривает использование кастрюли и воды.

Если капнуть холодной водой на дно кастрюли, ничего не произойдет. Но если кастрюлю разогреть на плите под присмотром взрослых, то капельки воды в кастрюле будут исполнять веселые танцы.

Радужная вода

Чтобы опыты с водой для дошкольников были занимательнее, то воду лучше окрашивать в разные цвета при помощи обычных акварельных красок. Для следующего эксперимента нужны краски, сахарный песок, бокал из стекла, вода, шприц, четыре маленьких стеклянных стаканчика.

  1. В первый стаканчик насыпать сахар не нужно, во второй следует бросить половину чайной ложки сахара, в третий – полную ложку сахара, в четвертый – полторы.
  2. Теперь в каждый стаканчик нужно добавить воды, размешать сахар.
  3. Для первого берется красный цвет и размешивается, для второго – зеленый, в третий добавить черный цвет, а в четвертый – желтый.
  4. Затем надо взять шприц и набрать воду из первого стаканчика с красной водой без сахара. Вылить содержимое шприца в пустой приготовленный бокал.
  5. Далее набирается с помощью шприца зеленая вода из второго стаканчика, в которой растворено половина чайной ложки сахара, шприц нужно опустить на дно бокала с красной набранной водой и медленно выпустить воду с зеленой краской.
  6. Теперь такую же процедуру следует провести с третьим стаканчиком, где вода черного цвета с содержанием сахара в количестве одной ложки. Выпустить ее нужно из шприца по аналогии с предыдущим действием.
  7. И остался четвертый стаканчик. Все то же самое – набирается из него вода при помощи шприца, выпускается на дно бокала.

В конце опыта можно заметить, как в бокале получилась «радужная вода», все цветные слои воды не смешались, а расположились один за другим, имея четкие границы. Чем больше добавлено сахара, тем больше плотность воды, этим и объясняется отсутствие смешения. Чем больше использовать цветов, тем опыт окажется красочнее и нагляднее.

Твердая жидкость

Для проведения эксперимента понадобится глубокая тарелка, вода, жидкий краситель, крахмал.

  1. Высыпать крахмал (полстакана) в тарелку и залить водой, добавить немного какой-нибудь жидкой краски, можно взять пищевой краситель.
  2. Полученную массу нужно хорошо перемешать.

Получится необычная жидкость, которая легко переливается, но если по такой жидкости резко ударить, то она окажется твердой.

Галилео СТС - Неньютоновская жидкость

Красочная лампа

Подобные зрелищные опыты с детьми дошкольного возраста пользуются особой популярностью.

  1. Смешать полстакана подсолнечного масла с таким же количеством воды, добавить краситель.
  2. Взять таблетку аспирина, бросить на дно емкости с полученной смесью.

Аспирин начинает шипеть, и перемешивать масло и воду, а капельки краски начинают растворяться. Очень красивое зрелище. Для подсветки, можно направить луч фонарика.

Доведение до кипения

Взять стакан с водой и поместить его в микроволновую печь до того времени, пока вода практически не закипит.

Внимание! Вынимать следует только при помощи прихватки, стакан будет горячим.

Сразу в стакан с закипающей водой поместить карандаш, и будет видно, как удивительным образом вода закипает до образования воздушных пузырьков при контакте со сторонним объектом. Кроме карандаша можно поместить в воду что угодно: это может быть и игрушечный динозаврик, и обычная ложка.

Дело в том, что в микроволновке в прозрачном стакане с водой не могут образовываться пузырьки пара, им просто нет места. Почему? Температура стеклянной емкости, в данном случае - стакана, который для микроволн СВЧ прозрачен, намного меньше температуры воды в нем. Следовательно, если пузырьков в воде нет, то она не сможет ни охладиться, ни нагреться.

Но если поместить туда какой-нибудь предмет, он разогревается до температуры воды, при этом позволяя ей охладиться, благодаря теплопроводимости воды, поэтому начинается кипение. Пар высвобождается.

Проводить подобные опыты для дошкольников следует проявляя особую осторожность.

Образование льда

В этом опыте понадобятся пластиковая бутылка 0,5 л с крышкой с дистиллированной негазированной водой.

  1. Бутылку следует поместить в морозильную камеру при температуре -25 градусов на 2 ч.
  2. После этого бутылку достать и ударить дном об стол – вода начнет леденеть прямо на глазах.

Весь процесс можно объяснить тем, что в дистиллированной воде нет центров кристаллизации, к тому же в морозильной камере она находится в состоянии покоя. Но стоит ее резко встряхнуть, как в воде появляются воздушные пузырьки, которые провоцируют процесс кристаллизации, и вода начинает затвердевать, превращаться в лед.

Вот такие несложные, но интересные опыты и эксперименты для дошкольников предлагаем вам провести в домашних условиях или в детском саду. Уверены, что они заинтересуют не только детей, но и взрослых.

Интересные опыты с водой! Эксперименты для детей!

Картотека экспериментов с цветом

Цвет существует независимо от нашего сознания и отражается в нем посредством зрительных ощущений. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей .

Чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. На раннем этапе знакомства с цветом важно сохранить у ребят чувство удивления, восторга, праздника, чтобы процесс изучения проходил в более интересной и запоминающейся форме. А учитывая то, что в дошкольном возрасте дети не усидчивы, часто переключают своё внимание с одного вида деятельности на другой, то экспериментирование - это наиболее эффективный метод работы в данном проекте, так как детям объяснить то или иное явление намного проще не с помощью фактов из литературы или наших жизненных наблюдений, а именно посредством наглядного примера.

Опыт 1: Получение нового цвета

Вовремя этого эксперимента можно пронаблюдать процесс получения нового цвета при смешивании двух цветов: желтого и синего.

Понадобится : Три стакана, пищевые красители, две салфетки

Ход: возьмите три стакана: в первый налейте воду и добавьте синий краситель, во второй – воду и желтый краситель. Третий (пустой стакан) поставьте между стаканами с красителями. Теперь возьмите две салфетки, сверните и опустите в стаканы так, чтобы один их конец был в стакане с красителем, а второй - в пустом стакане. Начинаем следить как окрашенная вода, впитываясь в салфетки, будет переходить в пустой стакан и смешиваться. По истечении определенного времени замечаем, что в пустом стакане начала появляться вода, окрашенная в зеленый цвет. Благодаря этому эксперименту дети заинтересуются процессом смешивания красок.

Опыт 2. Крашеные цветы

Понадобится: цветы с белыми лепестками, емкости для воды, ножик, вода, пищевые красители.

Ход: емкости нужно наполнить водой и в каждую добавить определенный краситель. Один цветок нужно отложить в сторону, а остальным подрезать стебли острым ножом. Сделать это нужно в теплой воде, наискосок под углом 45 градусов, на 2 см. При перемещении цветов в емкости с красителями, нужно зажать срез пальцем, чтобы не образовались воздушные пробки. Поставив цветы в емкости с красителями, нужно взять отложенный цветов. Разрежьте его стебель вдоль на две части до центра. Одну часть стебля поместите в емкость красного цвета, а вторую – в емкость синего или зеленого. Результат: вода поднимется по стеблям и окрасит лепестки в разные цвета. Произойдет это примерно через сутки. Поговорим? Обследуйте каждую часть цветка, чтобы увидеть, как поднималась вода. Закрашены ли стебель и листья? Как долго сохранится цвет?


Опыт 3: «Хроматография цвета»

Смешать то цвета легко, а вот разделить можно ли? Попробуем разложить цвета на составляющие.

Понадобится : салфетка, фломастеры, стакан с водой

Ход : в двух сантиметрах от края рисуем фломастером полоску. Опускаем край салфетки на 1 см в воду чтобы вода непосредственно не намочила след от фломастера. Бумагу достаем и подвешиваем вертикально.

Объяснение: Вода, поднимаясь по бумаге, увлекает за собой краску. Но разные частицы краски двигаются с различной скоростью, и поэтому визуально краска раскладывается на составляющие ее компоненты. Таким образом, мы можем узнать, с помощью каких цветов получен конкретный оттенок. Этот метод называется хроматографией и широко используется в промышленности и научных лабораториях для разложения веществ на составляющие. Получается, что воспользовавшись методом хроматографии, можно посмотреть из каких цветов состоят черный, фиолетовый, коричневый и другие сложные цвета.

Опыт 4: «Хроматография на ткани»

С помощью фломастеров легко и весело можно создать уникальные и удивительные узоры на ткани.

Понадобится : стакан, шприц с водой, фломастеры, кусочки белой ткани, резиночки.

Ход : на стакан положите ткань, закрепите ее резиночками. Нарисуйте узоры из точек разноцветными фломастерами. В центр рисунка капните несколько капель воды из шприца, можно из пипетки. Наблюдаем, как цвета взрываются на наших глазах. Происходят замечательные превращения. Спустя несколько минут можно снять и просушить ткань. Любуемся и наслаждаемся результатом.

Опыт №5. Лава-лампа

Понадобится : Два фужера, две таблетки шипучего аспирина, подсолнечное масло, два вида сока.

Ход : стаканы заполняются соком примерно на 2/3. Затем добавляется подсолнечное масло так, чтобы до края стакана осталось сантиметра три. В каждый стакан бросается таблетка аспирина. Результат: содержимое стаканов начнет шипеть, бурлить, поднимется пена. Поговорим? Какую реакцию вызывает аспирин? Почему? Смешиваются ли слои сока и масла?

Опыт №6. Цветные капли

Понадобится : емкость с водой, емкости для смешивания, клей БФ, зубочистки, акриловые краски.

Ход : клей БФ выдавливается в емкости. В каждую емкость добавляется определенный краситель. А затем поочередно помещаются в воду. Результат: Цветные капли притягиваются друг к другу, образуя многоцветные островки. Поговорим? Жидкости, имеющие одинаковую плотность, притягиваются, а с разной плотностью отталкиваются.

Опыт 5: «Дождевые облака»

Дети будут в восторге от этой простой забавы, объясняющей им, как идет дождь (схематично, конечно): сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю.

Понадобится : пена для бритья, стакан с водой, окрашенная вода, пипетка.
Ход: в банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну стакана.

Опыт 6: Волны в бутылке

Понадобится : подсолнечное масло, вода, бутылка, пищевой краситель.

Ход : в бутылку наливается вода (чуть больше половины) и смешивается с красителем. Затем добавляется ¼ стакана растительного масла. Бутылка тщательно закручивается и кладется на бок, чтобы масло поднялось на поверхность. Начинаем раскачивать бутылку вперед и назад, образуя тем самым волны. Результат: на маслянистой поверхности образуются волны, как на море. Поговорим? Плотность масла меньше, чем плотность воды. Поэтому оно находится на поверхности. Волны – это верхний слой воды, движущийся из-за направления ветра. Нижние слои воды остаются неподвижными.

Опыт 7: Цветной лед
Понадобится : Цветные кубики льда, стакан, растительное масло

Ход: нужно несколько кубиков цветного льда опустить в баночку с растительным или детским маслом. По мере того, как лед будет таять, его цветные капельки будут опускаться на дно банки. Опыт очень зрелищным получается.

Опыт 8: Цвет в молоке

Понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.

Ход: в молоко насыпается немного пищевого красителя. После короткого ожидания молоко начинает двигаться. Получаются узоры, полоски, закрученные линии. Можно добавить другой цвет, подуть на молоко. Затем ватная палочка обмакивается в средство для мытья посуды и опускается в центр тарелки. Красители начинают интенсивнее двигаться, перемешиваться, образуя круги. Результат: в тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна. Поговорим? Молоко состоит из молекул жира. При появлении средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.

Опыт 9: Сладкий и цветной

Понадобится: сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка, шприц

Ход : в каждый стакан добавляется разное количество ложек сахара. В первый стакан одна ложка, во второй – две и так далее. Пятый стакан остается пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый красную, во второй – желтую, в третий – зеленую, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с красного, затем желтый и по порядку. Добавлять следует очень аккуратно. Результат: в стакане образуется 4 разноцветных слоя. Поговорим? Большее количество сахара повышает плотность воды. Следовательно, этот слой будет в стакане самым низким. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она окажется наверху.


Опыт 10: Лед и соль

Понадобится: лед, поднос, соль, гуашь

Ход: раскладываем лед на подносе, затем посыпаем его солью и смотрим. Буквально на глазах поверхность становится не гладкой, а ребристой. Крупинки соли прожигают лед насквозь. Мы чуть не забыли про краски! Чтобы усилить эффект, красим лед обычной гуашью, и краска начинает струиться внутри льдинок. Это очень красиво!

Опыт 11: Радуга

Понадобится: лист белой бумаги, зеркало, фонарик, емкость с водой

Ход: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу. Результат: на бумаге будет видна радуга. Поговорим? Свет является источником цвета. Нет красок и фломастеров, чтобы раскрасить воду, лист или фонарик, но вдруг появляется радуга. Это спектр цветов. Какие ты знаешь цвета?

Опыт 12: Радужный апельсин

Понадобится: 2 апельсина, пищевые красители и желе в пакетиках.

Ход : вначале разрезаем апельсины пополам, очищаем от мякоти, делать это надо аккуратно, чтобы не повредить кожуру. Из мякоти выдавливаем сок, получившийся сок разлить по стаканам и добавить пищевые красители. Потом этот разноцветный сок вскипятить и добавить желе. Получившуюся смесь немного остудить, разлить в апельсиновые половинки и убрать в холодильник до полного застывания. Когда все застынет, достать апельсиновые половинки с желейной начинкой и разрезать ножом на дольки. Получились вот такие разноцветные дольки, они выглядят ярко, красочно и необычно.


Опыт 13: Цветные льдинки

Понадобится: разные емкости: стаканчики, тарелочки, гуашь, стаканчики с водой, нитки

Ход: предложить детям закрасить воду гуашью в заранее приготовленных стаканчиках. Разлить в разные формы (можно использовать тарелочки детской посудки, формы из-под конфет, контейнеры для яиц и прочие небольшие емкости). Разложить в каждую залитую форму ниточку сложенную вдвое, концы притопить в воде.

На разделочной доске или подносе вынести на холод.
Когда вода замерзнет, вытащить из емкостей. Делаем это аккуратно, так как тонкий лед хрупкий, может сломаться. А если уронить, льдинка от удара разобьется на мелкие ледышки.
Исследуем цветные льдинки- холодные, гладкие, скользкие, приняли форму емкости
Почему держатся ниточки? (примерзли)
Предложить украсить участок цветными льдинками.